Объявления
Просмотр HTTP-заголовков Домашняя одежда, пижамы Школа яхтенного рулевого |
ТЕЧЕНИЯ МОРСКИЕТЕЧЕНИЯ МОРСКИЕ - Поступательные движения вод Ми-рового океана, вызываемые ветром и разностью их давле-ний на одних и тех же горизонтах. Течения представляют со-бой главный вид движения вод и оказывают огромное влия-ние на распределение температуры, солености и других их характеристик, на биологические процессы и деятельность человека в море. Благодаря течениям холодные воды Южного и Северного Ле-довитого океанов поступают в глубинные слои умеренных и тропических зон, что определяет вертикальную структуру водной толщи в большинстве частей Мирового океана. По продол-жительности течения делятся на постоянные, периодические и кратковременные. Постоянные течения (например, Гольф-стрим) — это мощные потоки воды, всегда существующие в одних и тех же обширных районах и имеющие одно и то же генеральное направление. Периодические течения — это муссонные течения ; дважды в год они изменяют ге-неральное направление на противоположное и обла-дают всеми свойствами постоянных течений во время как зимнего, так и летнего муссона (например, Сомалийское течение и др.). Кратковременные течения — это потоки воды небольшой протяженности и глубины, вызывае-мые непостоянными ветрами. Постоянные и периодиче-ские течения в зависимости от глубины, на которой они прохо-дят, делятся на поверхностные, глубинные и придон-ные. Нижней границей поверхностных течений является горизонт, до которого генеральное направление движе-ния частиц почти такое же, как в поверхностном слое. Глубинные течения — это движения воды в слое от нижней границы поверхностного течения до дна или до границы с придонным течением. Они отличаются от по-верхностных течений тем, что почти во всех частях Миро-вого океана проходят в слое гораздо большей толщины и имеют значительно меньшие скорости. Придонные течения — это существующие в отдельных районах Мирового океана потоки воды в придонном слое, направления которых су-щественно отличаются от направлений глубинных течений. Границами между глубинными и придонными течениями явля-ются горизонты, разделяющие различно направленные потоки. По расположению относительно материков течения делятся на мористые (пересекающие океаны) и прибрежные (проходящие у берегов континен-тов и больших островов). Многие постоянные мористые течения переходят в прибрежные, а прибрежные в мори-стые; размеры этих течениий соизмеримы. В ряде прибрежных течениий поперечная циркуляция вод вызывает прибрежный апвеллинг. По траекториям частиц течения делятся на не-замкнутые и замкнутые. Незамкнутые течения переносят воду из одного района в другой, тогда как большая часть вод замкнутого течения возвращается в район его образова-ния. В зоне замкнутого течения имеет место циклоническая или антициклоническая циркуляция. По району проис-хождения выделяются течения тропических, умеренных и высоких широт. От этого зависят свойства переносимой течением воды и в первую очередь температуpa и соленость. Наибольшее влияние на режим Миро-вого океана оказывают постоянные незамкнутые течения, несу-щие воды из одной широтной зоны в другую. По свой-ствам переносимой воды течения делятся на теплые, умеренные и холодные, а также на соленые, нейтральные и распресненные. Течение является теплым, умеренным или холодным, если температуpa его вод соответственно выше, равна или ниже температуры окружающих вод. Температуpa поверхностного слоя воды в теплом течении, как правило, выше температуры прилегающего слоя воздуха, а в холодном течении — ниже ее. Постоянное охлаждение поверхностного слоя воды, переносимой теплым течением, вызывает повышение ее плот-ности и вертикальное перемешивание, благодаря чему струк-тура теплого течения довольно однородна. Постоянное на-гревание поверхностного слоя воды в холодном течении приводит к понижению ее плотности, что препятствует вертикальному перемешиванию. Поэтому структура холодного течения неоднородна. Течение является соленым, нейтральным или распресненным, если соленость несомой им воды соответственно больше, равна или меньше солености окружаю-щих вод. По силам, обусловливающим движение воды, течения делятся на фрикционные и гравита-ционные. Фрикционные течения вызываются действием ветра на поверхностный слой. Вследствие трения в движение вовлекаются нижележащие слои, благодаря чему возникает течение, скорость которого убывает с глубиной. Эти течения разделяются на ветровые и дрейфовые. Ветровые течения — кратковременные течения в самом верхнем слое, вызываемые непостоянными ветрами в небольших районах океана. Дрейфовыми являются постоянные и периодические поверхностные течения, создаваемые сильными и продолжительными ветрами в обширных районах, в частности пассатами и муссонами. Дрейфовые течения- важнейшие в Мировом океане Гравитационные течения возникают под дей-ствием силы, обусловленной разностью давлений на одном и том же горизонте в разных частях океана. При-чинами разности давлений являются: различие в поло-жении уровня воды, обусловленное фрикционными (в основном дрейфовыми) течениями; непостоянство положения уров-ня, вызываемое разной интенсивностью испарения и осадков в отдельных районах, а также поступлением в прибреж-ные районы вод, стекающих с материков; различие плот-ности воды и атмосферного давления в разных районах. Течения, вы-зываемые этими причинами, называются соответственно сточными, стоковыми, плотностными и бароградиентными (сточные и стоковые течения часто называют компенсационными). Течения изучают мето-дами Лагранжа и Эйлера. Первый заключается в исследовании движения отдельных частиц, второй — в исследовании характеристик движения воды в отдельных точках океана. Для изу-чения течения методом Лагранжа используются наблюде-ния за сносом судов (навигационный способ), за дрейфом буты-лок, буев, стволов деревьев, льдин. Важнейшим является навигационный способ, заключаю-щийся в определении скорости течения по величине сноса судна (т. е. по расстоянию между местоположениями судна, установленными счислением и обсервацией) и времени, за которое он возник. На основании данных, полученных навигационным способом, наблюдений за дрейфую-щими предметами составлены все карты течений в верхнем 10-метровом слое (навигационном слое) Мирового океана. При изу-чении течений методом Эйлера используются специальные винтооб-разные приборы — морские вертушки. Наблюдения про-водят на любой глубине, однако из-за необходимости обеспечения неподвижности приборов возникают большие трудности. Приборы опускают с судна, стоящего на 1—2 якорях, или на тросе, удерживаемом в положении, близком к вертикале, плавающим на поверх-ности буем и якорем (автономная буйковая станция). В XX в. развиваются теоретические методы определения пара-метров течения В начале века В. Экман создал теорию устано-вившихся ветровых теченй, согласно которой в поверхностном слое скорости течения прямо пропорциональны квадрату скорости ветра, а направления отклоняются от направления ветра в Северном полушарии на 45° вправо и в Южном — на 45° влево. Подповерхностные слои отклоняются от поверхностных в ту же сторону, а ско-рости их убывают с увеличением глубины по экспонен-циальному закону. Суммарный поток воды во всех слоях, в которых существует ветровое течение, направлен в Северном полушарии под углом 90° вправо, а в Южном — по углом 90° влево к направлению ветра. В дальней-шем X. Свердруп и В. Б. Штокман разработали ряд по-ложений теории дрейфовых течений и осветили процесс обра-зования противотечений в экваториальной зоне и в других районах Мирового океана (см. Противотечения экваториальные). Наибольшее распространение получил расчет характеристик установившихся течения любого происхождения динамическим методом по данным о распределении плотности воды. В последние десятилетия характеристики течения определяют-ся с учетом многих реальных факторов (рельефа, распре-деления плотности и т. д.) путем приближенного решения системы уравнений гидродинамики с помощью ЭВМ. Сведе-ния о течениях в навигационном слое в отдельные декады, месяцы или сезоны приводятся на картах (чаще всего —скорости, направ-ления, повторяемость и устойчивость течения). Устойчи-вость течения — выраженное в процентах отношение длины результирующего вектора скорости за какой-либо промежу-ток времени к сумме длин составляющих его векторов скоростей в отдельно равные между собой части этого промежутка. Способы изображения течений на картах можно разделить на 2 вида. К 1-му относятся способы изображения течений стрелками, представляющими собой либо преобладающие скорости, либо векторы средних скоростей течений (т. е. результирующие векторы скорости, деленные на число составляющих их векторов) в каж-дом квадрате рассматриваемой области Мирового океана. На картах в современных лоциях обычно приводятся векторы средних скоростей течений, изображаемые стрелками разной длины и толщины. Длина стрелки показывает устойчивость течения, а толщина — его скорость в узлах. 2-м видом изоб-ражения являются розы течения, показывающие повто-ряемость и среднюю скорость течения каждого из 8 румбов. Исходными данными для построения карт течений обоих видов служат многочисленные наблюдения в каждом квадрате, выполненные, как правило, навигационным способом. Карты векторов средней скорости и устойчивости течений дают более обобщенное и наглядное представление о течениях; используются в мореплавании и, кроме того, поз-воляют установить пути и скорость переноса молоди рыб, пятен загрязнений и т. п. Розы течений содержат менее обобщенную, но более подробную информацию о дви-жении воды. «ТЕЧЕНИЯ МОРСКИЕ» в Интернете:Яндекс Google ВикипедиЯ Все словариМорские анекдотыОдин рыбак рассказывает другому: Морские тостыЧитая в детстве Киплинга, Жюль Верна, Популярные термины
|
Морские новости
30.05.2014
В Севастополе пройдет регата "Кубок Крыма-2014" Ко Дню рождения города-героя приурочен старт традиционной парусной регаты «Кубок Крыма-2014», открытие которой будет ознаменовано… 24.10.2013 К дальневосточному побережью России приближается глубокий циклон Экстренное предупреждение получили в среду Хабаровский край, Курилы, Приморье и… 24.10.2013 Все задержанные на ледоколе Greenpeace в Арктике оставлены под арестом Мурманский областной суд сегодня оставил в силе решение суда первой инстанции об аресте на два месяца последнего из 30 задержанных в сентябре на… 21.10.2013 Первые испытания для участников экспедиции "БИНБАНК. Под крылом чайки" Еще на Тенерифе участников разделили на 4 команды: "БИН+1", "Команда №1", "Победители" и "Заточенный Якорь". Командам предстоит соревноваться между… 14.10.2013 Стартовала экспедиция "БИНБАНК. Под крылом чайки" 10 октября легендарный барк "Крузенштерн" отчалил от берегов острова Тенерифе, унося на своем борту 20 победителей конкурса "БИНБАНК. Под крылом… Все новости |
© Словарь морских терминов и определений
При использовании материалов ссылка на сайт "Словарь морских терминов"обязательна