Объявления
Правильные апдейты Яндекса Пододеяльники Школа яхтенного капитана |
КАМЧАТСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИКАМЧАТСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ - Русские экспедиции по изучению северной части Тихого океана, побережья и островов Северного Ледовитого океана в 1-й пол. XVIII в., сыгравшие важнейшую роль в освоении С. -В. России. Две К. Э. связаны преемственностью работ и единством руководства (В. И. Беринг и его помощники — лейт. А. И. Чириков и М. П. Шпанберг). 1-я К. Э. (1725—1730) организована Адмиралтейств-коллегией по указу Петра I от 23 дек. 1724 г. В ее состав были включены геодезисты, штурманы, корабельные мастера, плотники и матросы. Перед экспедицией ставилась задача обследовать восточные берега России на С. от Камчатки, выяснить, соединяются ли Азия и Америка, и определить, владения каких европейских государств имеются в Америке. Экспедиция выехала из Петербурга в нач. 1725 г. и в кон. 1726 г, достигла Охотска, где сразу же приступила к постройке судна "Фортуна", на котором летом 1727 г. переправилась на Камчатку. В Нижнекамчатске был построен бот "Св. Гавриил", на котором 13 июля 1728 г. экспедиция начала свое плавание. Продвигаясь на С. вдоль берегов Камчатки, 1 1 июля бот вошел в пролив, отде-ляющий Азию от Америки и ныне носящий имя Бе-ринга. Когда чукотский берег остался позади и ко-рабль пересек Северный полярный круг, дойдя до 67° 18' с. ш., Беринг счел задачу экспедиции выполненной и 16 авг. приказал лечь на обратный курс. Летом 1729 г. Беринг предпринял еще одну попытку достичь берегов Америки, окончившуюся неудачей из-за чрез вычайно плохой погоды. В марте 1730 г. руководители экспедиции прибыли в Петербург. Составленные 1-й К. Э. карты значительно расширили представления о Сев. -Вост. России. 2-я К. Э. (1733—1743) была организована по инициативе Беринга и поддержана обер-секретарем сената И. К- Кирилловым. По плану, разработанному сенатом совместно с Адмиралтейств-коллегией и АН, в программу 2-й К. Э. входило исследование Сибири, Д. Востока, Арктики, Японии, Сев. -Зап. Америки в географических, геологических, физических, зоологических, этнографических и других отношениях. Особое значение придавалось исследованию северного морского пути от Кольского п-ова в Тихий ок. Сенат считал 2-ю К- э. "самой трудной, дальней и никогда не бывалой". Ее нач. был назначен также Беринг. В 1734 г. экспедиция, включавшая более 500 морских офицеров, ученых и матросов, собралась в Тобольске. Было создано 8 отрядов, 4 из которых должны были исследовать северного берега России от р. Печоры до Камчатки. Берингу и Чирикову на 2 судах поручалось плавание к американским берегам, а Шпанберг на 3 судах должен был искать путь в Японию. Отряду ученых Петербургской АН было поручено исследовать материковой Сибири и организация сети метеорологических станций. Первым начал действия т. н. Двинско-Обский отряд, подчинявшийся непосредственно Адмиралтейств-коллегий. В июле 1734 г. вышли из Архангельска на кочах "Экспедици-он" и "Обь" С. В. Муравьев и М. С. Павлов. Им предписывалось найти морской проход к устью Оби. Однако за 2 летних плавания отряд не сумел продвинуться на В. далее о-ва Белый, и решением Адмиралтейств-коллегий Муравьев и Павлов были отстранены от руководства экспедицией, а отряд возглавил С. Г. Малыгин; в помощь ему из Архангельска были направлены 2 бота под командованием А. Скуратова и А. Сухотина. Отряд в составе 2 ботов и коча "Экспедицион" сумел достичь лишь западного побережья Ямала и из-за сплошного льда был вынужден возвратиться на зи-мовку. Плавание возобновили в июле 1737 г. В авг. отряд достиг прохода в Обскую губу из пролива между п-овом Ямал и о-вом Белый (ныне прол. Малыгина) и, поднявшись по Оби, 2 окт. прибыл в Березов. В результате шестилетней деятельности Двинско-Обского отряда были составлены карты юго-вост. части Баренце-ва м. и приобской части Карского м. В янв. 1734 г. в Тобольске была построена 24-весельная дубель-шлюпка "Тобол", на которой под командованием Д. Л. Овцына в мае начались плавания Обско-Енисейского отряда, в задачу которого входило исследование берега между реками Обь и Енисей. Три похода 1734- 1736 гг. были недальними, т. к. из-за мощности льдов в Обской губе пришлось возвращаться в Тобольск. По приказу Адмиралтейств-коллегий построили новое экспедиционное судно-бот "Обь-Почтальон", который в июне 1737 г. прибыл в Обдорск, где зимовал отряд Овцына; командиром его стал Онцын. В авг. 1737 г. на 2 судах по свободному от льдов морю отряду удалось достичь Енисейского зал., выполнив свою задачу. Согласно инструкции Адмиралтейств-коллегий, Овцын передал бот "Обь-Почтальон" Ф, А. Минину и поручил ему составить опись берегов от Енисейского зал. до р, Хатанги вокруг п-ова Тай-мыр. В конце июля 1738 г. Минин с помощником Д. В, Стерлиговым вышел в море, 16 авг, достиг мы-са, расположенного на 73° 14' с. ш. и возвратился на место зимовки. Летняя кампания 1739 г, была за-держана по вине местной администрации и не при-несла заметных результатов. По приказу Минина в янв. 1740 г, Стерлегов отправился в сухопутную экспедицию к В. от Енисея. Ему удалось пройти к С. -В. от р. Пясины и описать побережье от сев. -вост. мыса до 75°29' с. ш. В 1740 и 1742 гг. Минин на боте "Обь-Почтальон" безуспешно пытался пройти к устью Хатанги, т. к. сплошные льды препятствовали этому. В 1743 г. деятельность Обско-Енисейского отряда закончилась. Летом 1735 г. начали работу одновременно 2 отряда — Зап. (Ленско-Хатангский) и Вост. (Вост. -Ленский), которые должны были описать морской берег от Таймыра на В. до Чукотки, Для Зап. отряда в Якутске была построена дубель-шлюпка "Якутск", а для Вост. — бот "Иркутск". "Якутск" под командова-нием В. В. Лрончищева 25 авг. достиг устья р. Оле-нек, где зазимовал из-за обнаруженной течи. В авг. 1736 г. началось новое плавание, и судно достигло Хатангского зал., а затем направилось вдоль вост. берега Таймыра к С. Достигнув траверза мыса, получившего впоследствии его имя, Прончищев был вынужден лечь на обратный курс. Плавание оказалось чрезвычайно тяжелым, 29 авг. Прончищев умер, а 2 сент, "Якутск" под командованием С. И. Челюскина вошел в устье р. Оленек, где через несколько дней скончалась и жена Прончищева Татьяна, 1-я женщина — полярный исследователь. Адмиралтейств-коллегия назначила нового руководителя отряда X, П. Лаптева лишь в дек. 1737 г. В июне 1739 г. "Якутск" из устья Лены двинулся на С. -З. к о-ву Бегичева, а затем вдоль вост. берега п-ова Таймыр. Достигнув 22 авг. 76°47' с. ш., судно повернуло назад и зазимовало на р. Хатанге. Летняя кампания 1740 г. длилась всего месяц и закончилась, когда дубель-шлюпка была раздавлена льдами. В условиях крайних лишений, потеряв умершими нескольких человек, отряд пешком добрался до места прошлогодней зи-мовки. Получив разрешение Адмиралтейств-коллегий, X. П. Лаптев разделил отряд на 3 партии и начал работы по описанию берегов Таймыра с суши. Группе Челюскина удалось достигнуть самой сев. точки Евразийского материка, носящей ныне его имя. В зиму 1741/1742 г, отрядом была проделана невероятно сложная и тяжелая работа по описи берегов Таймырского п-ова. Две карты, составленные отрядом за 7 лет работы, легли впоследствии в осн. ген. карты Северного Ледовитого ок. Вост. отряд 18 авг. 1735 г. достиг р. Хараулах, где зазимовал. Зимовка оказалась тяжелой: от цинги скончались 37 чел. и командир П. Ласинус, срочного ремонта требовал бот "Иркутск". Нов. командир Д. Я. Лаптев (двоюродный брат X. Лаптева), посланный к месту зимовки, продолжил работы в авг. 1736 г. Но лишь в июне 1739 г. в тяжелых лед. условиях бот сумел выйти в Вост. -Сибирское м. При попутном ветре, быстро продвигаясь на В., бот в конце авг. достиг устья Индигирки, где встал на зимовку, во время к-рой продолжались работы по описи берегов. В 1740—1741 гг, Д. Лаптев сделал 2 безуспешные попытки пробиться сквозь сплошные льды на В., но сумел добраться лишь до мыса Баранов Камень. Ле-том 1742 г. Вост. -Ленский отряд вел работы в бас. р. Анадырь, где и закончились его действия. Тихооке-анские отряды 2-й К. э. только в сент. 1737 г. добрались до Охотска Летом 1738 г. отряд Шпанберга на 3 судах — тукоре,. Архангел Михаил", дубель-шлюпке "Надежда" и боте "Святки Гавриил" отправился к бе-регам Японии. В густом тумане суда потеряли друг друга, и дальнейшее плавание совершали каждый в отдельное:и. Шпанберг на "Архангеле Михаиле" прошел вдоль Курильской гряды, но из-за плохой погоды и недостатка продовольствия вернулся в Большерецк. В. Вальтон на боте "Св. Гавриил" дошел до о-ва Хоккайдо. "Надежда" вернулась в Большерецк. В мае 1739 г. отряд, пополненный шлюпом "Больше-рецк", снова вышел в море, достиг Курильских о-вов и взял курс на "Землю Хуана да Гамы", о существова-нии к-рой говорили зап. мореплаватели и даже на-несли ее на карту, но никакой суши отряд не обнаружил. У 39° с. ш. он приблизился к берегам Японии и направился к Ю., а 24 июля корабли легли на обратный курс. Отдельно плававший "Св. Гавриил" достиг о-ва Хонсю. В состав отряда вместо "Св. Гавриила" вошел пакетбот "Св. Иоанн", и в мае 1742 г. суда вышли в нов. плавание — к Курильским о-вам, опись к-рых вели до конца июля. В результате действий отряда были открыты и описаны все о-ва Курильской гряды, определено местонахождение Японских о-вов, проложен мор. путь от Камчатки в Японию, получены первые данные об Охотском м. и Амурском лимане, доказана мифичность "Земли Хуана да Гамы". Амер. отряд под командованием Беринга и Чирикова приступил к работе позднее всех — в сент, 1740 г. Пакетботы "Свят<"1 Петр" и "Святой Павел" вышли из Охотска и напранились на Камчатку в Авачинскую бухту, где была устроена гавань, получившая название Петропав-ловской. По предложению прикомандированного к отряду проф. астрономии Л. Д. де ла Кройера было решено исследовать "Землю Хуана да Гамы", обозначенную на карте примерно на 13° к В. от Авачинской бухты. Пакетботом "Св. Петр" командовал Беринг, на его борту находилось 77 чел., в т. ч. адъюнкт Петербургской АН Г, Стеллер и разжалованный в матросы Д. Л. Овцын. На пакетботе "Св. Павел" под командованием Чирикова было 69 чел. Суда вышли в море 4 июня 1741 г. После поисков "Земли Хуана да Гамы", к-рая так и не была найдена, отряд двинулся на С, -В, Во время тумана суда потеряли друг друга из виду и в дальнейшем действовали самостоятельно. "Св. Петр" продолжал плавание на С. -В. при непрекращавшемся шторме и 16 июля достиг наконец сев. -зап. берегов Америки. Судно двигалось в отдалении от берега на 3., 20 июля удалось высадиться на берег Г. Стеллеру и С. Хитрово, Конец июля и август "Св. Петр" шел в лабиринте неизвестных о-вов, Поло-жение на судне ухудшалось с каждым днем, все время сильно штормило, команда теряла силы из-за постоянного напряжения и цинги. Заболел Беринг, командование перешло к С. Векселю. 4 нояб. показался берег, к-рый измученные люди приняли за Камчатку однако это был остров, впоследствии названный именем Беринга. Здесь была устроена зимовка, во время к-рой умерли Беринг и 31 член команды, а оставшиеся в живых 45 чел. весной из обломков пакетбота построили небольшое судно, на котором в авг. 1742 г. с трудом добрались до Петропавловской гавани. Более чем за сутки до Беринга, 15 июля, американские берега достиг Чириков на "Св. Павле". После неудачной попытки завязать отношения с местным населением (2 послан-ные на берег шлюпки с 15 чел. команды не вернулись на судно) 26 июля от широты 58°2Г Чириков взял курс на Камчатку, куда прибыл лишь 8 октября после долгих скитаний и невзгод, потеряв 20 человек экипажа. Исслед. академич. отряда 2-й К. Э. продолжались 13 лет. Трудами Г. Миллера, И. Г. Гмелина, С. П. Крашенинникова, Г. Стеллера, Н. Чекина, А. Д. Красильникова, А. Иванова, И. Э. Фишера и мн. др. было положено начало науч. изучению Сибири, ее истории и природы. Фундамент, труды участников экспедиции: "История Сибири" (Г. Миллер), "Сибирская флора" (И. Г. Гмелин), "Описание земли Камчатки" (С. П. Крашенинников), "Описание Камчатки и о-ва Беринга" (Г. Стеллер), 62 уник, геогр. карты, тысячи метеоролог, наблюдений значительно обогатили нау-ку. В результате деятельности К. э. произведена опись берегов Сев. Ледовитого ок. от Архангельска до мыса Баранов Камень. Опубликованные сводные карты впервые дали правдоподобные очертания берегов Сев. Азии, части берегов Сев. -Зап. Америки, Курильских, части Алеутских и др. о-вов. «КАМЧАТСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ» в Интернете:Яндекс Google ВикипедиЯ Все словариМорские анекдотыВ открытом море на корабле заболел штурман. После осмотра больного доктор задумался. Морские тосты"Покинем берег вскоре, Популярные термины
|
Морские новости
30.05.2014
В Севастополе пройдет регата "Кубок Крыма-2014" Ко Дню рождения города-героя приурочен старт традиционной парусной регаты «Кубок Крыма-2014», открытие которой будет ознаменовано… 24.10.2013 К дальневосточному побережью России приближается глубокий циклон Экстренное предупреждение получили в среду Хабаровский край, Курилы, Приморье и… 24.10.2013 Все задержанные на ледоколе Greenpeace в Арктике оставлены под арестом Мурманский областной суд сегодня оставил в силе решение суда первой инстанции об аресте на два месяца последнего из 30 задержанных в сентябре на… 21.10.2013 Первые испытания для участников экспедиции "БИНБАНК. Под крылом чайки" Еще на Тенерифе участников разделили на 4 команды: "БИН+1", "Команда №1", "Победители" и "Заточенный Якорь". Командам предстоит соревноваться между… 14.10.2013 Стартовала экспедиция "БИНБАНК. Под крылом чайки" 10 октября легендарный барк "Крузенштерн" отчалил от берегов острова Тенерифе, унося на своем борту 20 победителей конкурса "БИНБАНК. Под крылом… Все новости |
© Словарь морских терминов и определений
При использовании материалов ссылка на сайт "Словарь морских терминов"обязательна